Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [6]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 183

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.04.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Быть или не быть: проблемы и поиски будущей профессии

 

Быть или не быть: проблемы и поиски будущей профессии

 

 

Актуальность исследуемой проблемы. Успешность и правильность развития высшего образования в социально-экономической сфере страны дает гарантию безопасности и защиты наших будущих поколений. В ближайшем будущем ожидается принятие нового законопроекта об образовании, который существенно изменит существующую систему высшего образования. В этой связи изучение развития системы профессиональной подготовленности студентов в вузах Чувашской Республики весьма актуально.

Материал и методика исследований. Методологической основой исследования являются основные научные принципы, применяемые при изучении явлений социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни: объективность, историзм, системность, позволяющие рассматривать исторические события в развитии, во взаимосвязи причинно-следственных отношений. В работе используются общенаучные, а также специально-исторические методы исследования: историко-системный, сравнительно-исторический, проблемно-исторический, историко-генетический.

Результаты исследований и их обсуждение. Высшее образование играет важную и всевозрастающую роль во всех сферах общественного развития. Успех и прогресс развития стран и народов обеспечивает интеллектуальный потенциал нации, который, в свою очередь, обеспечивают высшие учебные заведения. Высшая школа во многом определяет уровень развития общества: каким оно будет, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, поиском оптимальных путей выхода из кризиса, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан. Вместе с тем в условиях перехода России к рыночной экономике, правовому демократическому государству меняются потребности человека и государства в целом.

В современном обществе проявляется новая тенденция – установление прямой зависимости между образовательным, кадровым и экономическим потенциалами общества. Отсюда подготовка квалифицированной рабочей силы и ее совершенствование является непременным элементом любого общественного воспроизводства особенно в рыночных условиях хозяйствования.

В конце XX в. необходимость открытий новых высших учебных заведений и их филиалов в Чувашии диктовалось тем, что срочно нужны были специалисты в гуманитарной (педагоги, юристы, экономисты) и технической сферах (инженеры, технические мастера).

Виден ощутимый разрыв между спросом и предложением в разрезе отдельных профессий. Вот что по этому поводу говорит экс-президент Чувашии Н. В. Федоров: «Подготовка кадров в вузах ведется с учетом спроса населения, который не отражает потребности экономики, а просто следует моде» [5, 96].

В современном развитии экономики и общественной жизни наблюдается острая нехватка специалистов в ряде отраслей, отмечено повышение спроса на высококвалифицированных работников традиционных профессий, способных производить конкурентоспособную продукцию: станочников, токарей, слесарей, электриков, операторов, газоэлектросварщиков. В частности, самыми востребованными специальностями на рынке труда в Чувашии в 2009–2011 гг. стали слесарь, слесарь станочник (металлообработка), оператор станков с программным управлением, наладчик станков и оборудования в механообработке, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, шлифовщик-универсал, автомеханик, водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобилей (кузовные работы), слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), но на них нет спроса со стороны студентов.

В то же время снизилась потребность в неквалифицированных рабочих (вахтеры, гардеробщики, кочегары, распределители работ), а также в отдельных профессиях специалистов в результате их перепроизводства на рынке образовательных услуг (экономисты, финансисты, юристы, преподаватели). Третья зафиксированная тенденция на рынке труда – растущая потребность в специалистах в сфере услуг и отраслях рыночной экономики (программисты, торговые агенты и консультанты).

По статистическим данным 2009 г., первое место по группе специальностей среди студентов Чувашии занимает экономика и управление (24122 чел.), второе – гуманитарные науки (9535 чел.), третье – образование и педагогика (5090 чел.). В 2010 г. 37,4 % абитуриентов выбрали специальности экономики и управления. Технические специальности предпочли 25,7 % из них, несмотря на то что средний возраст высококвалифицированных работников в этих отраслях составляет 55 лет, гуманитарный профиль выбрали 12,0 %, образование и педагогику – 9,9 %, сельское хозяйство – 5,7 %, здравоохранение – 3,3 % [2, 119].

По показателям приема студентов на заочное отделение Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева за 2011 г., популярность имеют следующие специальности: специальное (дефектологическое) образование, психология и социальная психология, декоративно-прикладное искусство и дизайн, на очном – специальное (дефектологическое) образование, психология и социальная психология, государственное и муниципальное образование.

По проведенным автором опросам среди студентов первых курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова (участвовали 100 чел.) на вопрос «Какая специальность более востребована в Чувашской Республике?» были выявлены следующие показатели: инженеры, технологи – 35,0 %, профессии, связанные с тяжелым физическим трудом (шахтеры, строители), – 25,0 %, врачи – 20,0 %, учителя – 20,0 %. А на вопрос «Кем вы хотите стать в будущем?» студенты ответили, что желают стать менеджерами, управленцами, юристами, экономистами. На вопрос «Почему абитуриенты не хотят поступать на технические специальности?» получены ответы: сложно учиться, эта специальность не ценится в моей семье, она мне не нравится. На сегодняшний день в условиях лозунга «Образование через всю жизнь» легче осваиваются гуманитарные специальности, которые не требуют детального анализа, систематизации, поэтому по сравнению с прошлым годом доля получающих второе высшее образование по гуманитарным и экономико-правовым профилям возросла в 1,5 раза [1, 3].

Далее рассмотрим структуру высших учебных заведений в Чувашской Республике. В настоящее время в ней функционируют 22 вузов, из них 15 государственных и 7 негосударственных. Численность студентов на 2010/11 учебный год составила 68241 человек, из них по очной форме обучения – 28486, заочной – 37824. Численность вузов по сравнению с 1990-ми годами возросла в 6,5 раза. Однако есть такая опасность, что многие высшие учебные заведения и их филиалы в скором времени закроются из-за конкуренции, так как имеют однотипные специальности. Возможность риска данной тенденции заключается в том, что десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг постоянно возрастает. Вузы, ориентируясь в основном на спрос семей, будут поставлять на рынок труда необходимых специалистов с опозданием на 5–8 лет. Кроме того, существующая ресурсная база – материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, образовательная инфраструктура и т. д. – не позволяет повышать качество образовательных услуг при резком увеличении числа их потребителей.

Риск подобной тенденции связан и с возможной механической «перекачкой» постоянно уменьшающегося числа выпускников школ, училищ и техникумов в вузовский сегмент. В перспективе складывающаяся ситуация может вызвать глубокие диспропорции рынка труда, когда дефицит работников со средней и начальной профессиональной подготовкой потребует либо существенного увеличения им заработной платы, либо широкого привлечения на такие рабочие места мигрантов. В то же время специалисты с высшим образованием вынуждены будут все чаще трудоустраиваться на рабочие места с низкой квалификацией труда, а часть их – пополнять ряды безработных.

Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 направлениям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет), по 110 направлениям высшего профессионального образования [4, 37].

В республике подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется по 136 направлениям и специальностям, из которых 105 являются наиболее востребованными на рынке труда. За период с 2000 по 2007 г. в вузах открыты 63 новые специальности, в 2007 г. по заявкам предприятий и организаций – 24 специальности в области строительства, машиностроения, электроэнергетики, химической промышленности [3, 92].

Наблюдается сравнительно небольшая тенденция к росту объемов подготовки специалистов в области инженерно-технических наук, особенно в сфере металлургии, машиностроения и материалообработки, транспортных средств, информатики и вычислительной техники. Выпуск по этим специальностям в 2007 г. составил 893 человека, в 2010 г. – 1017 (сравнительно с 2005 г. – 586 человек) [2, 124].

Отметим, что в ведущих вузах республики началась переориентация в подготовке специалистов. Так, в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова с 2011 г. обучение ведется по 10 новым направлениям. Состоялся прием на специальность «Фармация», выделено 25 бюджетных мест. Был набор и на другие специальности: «Фундаментальная и прикладная химия», «Инновационные технологии», «Мехатроника и робототехника», «Клиническая психология», «Природоиспользование и геоэкология», «Информационная безопасность автоматизированных систем».

В Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева открылись новые специальности: «Организация работы с молодежью», «Охрана окружающей среды», «Природопользование», «Сервис недвижимости». В Чувашской государственной сельскохозяйственной академии начали обучение по направлению «Землеустройство». Кроме этого состоялся прием в Мариинско-Посадский филиал Марийского государственного технического университета на специальность «Ландшафтный дизайн».

Резюме. На сегодняшний день потребность рынка труда в технических специалистах растет, вместе с тем преобладает доля гуманитариев, которые продолжают увеличивать процент безработицы. Получение высшего образования в Чувашии, как в целом и по России, приравнивается к приобретению некоего статуса в обществе, нежели к накоплению специальных профессиональных знаний и их реализации на практике. С учетом потребностей рынка труда необходимо синхронизировать действия вузов Чувашии  в образовательной сфере.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                         Зорин, О. В. В поход за дипломами / О. В. Зорин // Чебоксарские новости. – 2010. – 30 сентября, № 105. – С. 3.

2.                         Образование в Чувашской Республике (2000–2010 гг.) : стат. сборник / Чувашстат. – Чебоксары : Б. и., 2011 – 180 с.

3.                         Основные направления реализации национального проекта «Образование» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. – 286 с.

4.                         Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. – Чебоксары : Чувашия, 2008. – 143 с.

5.                         Федоров, Н. В. Образование – основа для решения социально-экономических проблем / Н. В. Федоров ; предисловие президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова. – М. : Гелиос АРВ, 2006. – 413 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: diana2225 (20.02.2012)
Просмотров: 647 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024