Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [6]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 182

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 22.01.2022, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Мировая глобализация, интеграционные процессы проявляется во всех сферах жизни и деятельности людей, и высшее образование не является исключением. На сегодняшний день проблема вхождения России в мировую глобализацию в лице Болонской системы все чаще отражается как в средствах массовой информации, так и на тематических конференциях и собраниях. Данный вопрос обсуждается наравне с политическими вопросами. Реакция управленцев, ученых и других представителей научных сообществ весьма неоднозначна. Одни считают, что данная реформа необходима, так как она санирует систему высшего образования, другие, напротив, считают, что советская система образования всегда была самой лучшей и какие-либо преобразования лишь ухудшат ее положение и принесут ей вред. По словам депутата Госдумы Николая Бенедиктова идея перехода к двухуровневой системе образования выльется в массовый выпуск «специалистов-недоучек» [6, 2]. Скорее всего, на сегодняшний день ни один технический вуз России не готов к безболезненному переходу на двухуровневую систему. Квалифицированного специалиста со сроком обучения 4 года подготовить невозможно. Перейдем непосредственно к истории создания данной системы. Начало Болонского процесса можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюции о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официально Болонский процесс стал функционировать 19 июня 1999 году, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 стран Европы подписали «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», основной целью которой является формирование единого европейского пространства высшего образования. Данная декларация содержит в себе следующие положения: · принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. · введение двухциклового обучение: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. · внедрение европейской системы перезачета зачетных трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). · существенно развить мобильность учащихся. Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. · содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. · внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. · содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинстуционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [7]. Есть две основные причины старта Болонского процесса: во-первых, массовое высшее образование в последние десятилетия стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские вузы проигрывали США и терпели убытки; во-вторых, европейский союз медленно, но верно двигается по пути интеграции в единое государство. Общая социально-экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. С другой стороны, одна система образования послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы. 19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского пространства высшего образования. Главным инициатором этого был Санкт-Петербургский университет. На пути реализации принципов Болонской декларации находятся также крупные российские вузы. Это: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный университет, Российский университет дружбы народов, МГТУ им. Баумана, СПбГУ, Томский государственный университет и др. Перейдя же на региональный аспект, Чувашская республика к обучению бакалавров и магистров приступила в лице Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в 1992 г. [5, 7]. Следует отметить, что Россия не пытается копировать Болонскую систему, т.к. еще в 1992 г. произошло введение многоуровневой системы образования. Продолжительность обучения по образовательным программам базового высшего образования устанавливалась не менее 4 лет, а лицам, освоившим данную программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивалась степень бакалавра с выдачей диплома о высшем образовании. Образовательные программы следующего уровня: специалист со сроками обучения 5-6 лет с последующим присвоением квалификации (степени) «дипломированный специалист»; магистратура, получаемая на основе базового высшего образования со сроками обучения 2-3 года с присвоением степени «магистра наук» либо по одной из специальностей продолжительностью от одного до трех лет с присвоением квалификации «дипломированный специалист». В результате появится огромная армия бакалавров с формально высшим, но, по сути, неоконченным высшим образованием. Выпущенные бакалавры могли бы продолжать свое обучение на работе, но в большинстве российских компаний ни о каком внутрикорпоративном обучении не идет и речи. Международные же аудиторские, консалтинговые или юридические компании, где такое обучение присутствует в обязательном порядке, всех на работу не возьмут. Да и сами работодатели также не скрывают, что отдают предпочтение магистрам [1, 64]. Нововведением болонской системы станет переход от традиционной для России зачетной единицы-академичеcкого часа-к системе зачетных единиц по типу ECTS (единой трансферной кредитной системы, или кредитов). Получается, студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ). По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан, а на основании накопленных кредитов можно будет судить о том, какую часть годовой программы он составляет [4, 295]. Болонский процесс не носит всеобщий обязательный характер. Здесь сами вузы выступают инициаторами. Это добровольное, открытое, демократическое присоединение к европейскому сообществу [2, 101]. В конце октября 2007 Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования – бакалавриат и магистратуру. В Болонской системе много проблемных вопросов. Большинство с ними не ознакомлены, в том числе главные ее участники – студенты, не говоря уже о том, что сам процесс не имеет широкой огласки среди простых обывателей. Сама система дает возможность продолжать обучение российских студентов заграницей. Однако получение приложение к диплому не гарантирует автоматического зачета дисциплин в европейском вузе, а лишь делает российский диплом понятным для представителей европейских университетов. Вопрос о бесплатности такого приложения полностью еще не решен. Попробуем предположить как отразится новая система высшего образования в будущем: 1) Добровольный выбор предметов студентами отрицательно скажется на фундаментальной составляющей подготовки будущих специалистов, выпустить всесторонне гармонично развитую, нравственную личность будет весьма сложно. 2) Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая раньше признавалась одной из лучших в мире. 3) По ряду специальностей (в том числе технических) выпуск квалифицированных специалистов за 4 года невозможно. 4) До сегодняшнего дня на государственном уровне не определен статус бакалавров и магистров наук. Профессор В.Б. Игнатьев также указывает, что могут быть потеряны высококвалифицированные преподавательские кадры, в особенности перспективные молодые, что вызовет резко старение профессорско-преподавательского состава вузов. По его подсчетам в магистратуре смогут обучаться менее 10 % лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной работы [3, 139]. Таким образом, в России на сегодня сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по ряду специальностей высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по степеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 110 направлениям подготовки высшего профессионального образования. К чему приведет болонская система говорить еще рано. Хочется, конечно, надеяться, что она только приумножит то, что создавалось с таким трудом в системе российского высшего образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Байденко, В.И. Болонский процесс : структурная реформа высшего образования Европы : Науч. издание. / В.И. Байденко. – М., 2003. – 123 с. 2. Иванова, В.И. Болонский процесс и российское высшее образование / В.И. Иванова // Педагогика– 2006. - №1. С. 97 – 106. 3. Игнатьев, В.П., Варламова, Л.Ф. Болонский процесс: опасения и надежды / В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова // Высшее образование в России – 2009. - №4. – С. 138 – 141 4. Конституционные основы безопасности личности, общества и государства: сб. материалов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Всеобщей Декларации прав человека, 15-летию Конституции РФ / отв. ред. Л.П. Кураков. – Чебоксары : Изд-во Чувашского университета, 2008. – 368 с. 5. Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. – Чебоксары : Чувашия, 2008. – 143 с. 6. Суворова, Т. Из российских студентов будут делать бакалавров и магистров / Т. Суворова // Молодежный курьер – 2007. - 26 октября. – С. 2. 7. Фурсенко, А. А. Выступление на совещании ректоров педагогических вузов и образовательных учреждений повышения квалификации работников образования (12.04.2005) // Интернет : Сайт Минобрнауки РФ «http : // mon. informica. ru / news / press/»

Категория: Мои статьи | Добавил: diana2225 (16.11.2010)
Просмотров: 898 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2022