Рабочая тетрадь
по пропедевтическому курсу
«Введение в историю Отечества»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для изучения пропедевтического курса «Введение в историю Отечества» в 5 классе. Тетрадь состоит из познавательных заданий различного уровня сложности, таких как: работа с картами, схемами, тестами, выполнение заданий по систематизации изученного материала. Для решения некоторых заданий необходимо использовать дополнительную литературу: словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Большое внимание уделяется формированию и развитию наглядно- образной памяти, для чего предусмотрены задания по иллюстрациям, отрывкам литературных произведений, художественных фильмов и мультфильмов.
Для формирования умений определять последовательность исторических событий предусмотрено регулярное выполнение заданий, связанных с лентой времени.
Отбор фактологического материала для заданий осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Совокупность предложенных заданий способствует подготовке обучающихся к освоению стандартов основного общего образования в 6-9 классах.
История нужна нам для того, чтобы знать наше прошлое, иметь представление о том ,что было раньше. Кто ходил по нашим землям, прожил, как обстояли дела. История-это очень увлекательно. Знать историю-это важно, а особенно важно -это знать историю своей земли
Тема 1. Что изучает история? Источники знаний о прошлом.
- Объясни термин.
Исторический источник___________________________________________
________________________________________________________________
- Подбери три ассоциации к понятию «история»
__________________________________________________________
- Приведи по два-три примера к каждому виду исторических источников представленных в схеме
Классификация исторических источников
Лингвисти-ческие
|
Этнографические
|
Вещественные
|
Устные
|
Письменные
|
|
|
|
|
|
- Заполни пропуски в таблице.
Вспомогательные исторические дисциплины
Наименование дисциплины
|
Характеристика
|
Эмблема
|
|
Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
|
|
Геральдика
|
|
|
|
|
|
|
Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объёма, веса – в их историческом развитии
|
|
Нумизматика
|
|
|
|
Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (знаки письма, чернила, подчерки и др.)
|
|
Сфрагистика
|
|
|
|
|
|
- Приведи два примера исторических событий, свидетелем которых ты был
_____________________________________________
Тема 2.Ход времени и способы его измерения.
Задание 1. Определите к какому веку относятся следующие даты?
- Куликовская битва - 1380 год…………………………………………………...
- Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год……………………………
- Первое упоминание о Москве - 1147 год…………………………………………
- Основание станицы Усть-Лабинской – 1794 год…………………………………
- Начало правления династии Романовых - 1613 год……………………………….
- Основание Санкт-Петербурга – 1703 год……………………………………………
Задание 2. Соотнеси стрелками даты и события:
Задание 3.
Отметьте на линии времени:
- дату вашего рождения
- дату основания города Чебоксары
- дату основания города Рим
Задание 4.*
Выясни, как от какого события вели счет лет в Древнем Египте ……………………………………………………………………… в Древней Греции………………………………………………………………………… в Древнем Риме…………………………………………………………………………… в России до начала 18 века……………………………………………………………… в России с 18 века………………………………………………………………………….
Тема 3.Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Символика России
- Выполни задания. В каждом задании обведи кружком букву, под которой значится правильный ответ.
- В каком символе России есть двуглавый орёл?
А) флаг Б) герб В) гимн Г) знамя
2. Наука о гербах:
А) геральдика Б) нумизматика В) филателия Г) сфрагистика
3.Кто первым ввёл в России трехцветный флаг?
А) Иван Грозный Б) Пётр Великий Г) Екатерина Великая Д) Николай II
4. Герб России изображается:
А) на паспорте гражданина
Б) на денежных знаках России
1) верно только 2) верно только Б
3) оба ответа верны 4)нет верного ответа
5. Что из перечисленного изображено на гербе РФ?
А) Серп и молот
Б) Всадник поражающий дракона
В) Короны
Г) Колосья хлеба
Д) Скипетр и держава
6. Кратко ответьте на вопросы:
1) Кто авторы слов и музыки к гимну РФ?
2)Что символизируют цвета российского флага?
3)Перечислите не менее 10 животных встречающихся на гербах городов России
- Определите какие из представленных гербов принадлежат городам Чувашии. Подпишите их.
Тема 4. Древние славяне - наши предки.
Задание 1.Перечислите версии происхождения слова «Русь»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Установите соответствие между названиями племени и местностью, где оно жило
Название племени
|
Местность, где оно жило
|
- Древляне
|
А)Болота
|
- Дреговичи
|
Б) Поля
|
- Ильменские словене
|
В)Леса
|
- Полочане
|
Г) Река Полота
|
- Поляне
|
Д) Берега озера Ильмень
|
Ответ:
Задание 3. Подчеркните на карте племена, указанные в задании 2